152360 Ярославская область, с.Большое Село, пл.Советская, 9
Версия для слабовидящих

QR-код

О порядке подготовки и обучения населения

441 от 10.06.2009
Скачать (111 Кб)

 

 


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
АДМИНИСТРАЦИИ БОЛЬШЕСЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

от 10.06.2009 № 441
с. Большое Село

О порядке подготовки и обучения
населения

В соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне, от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями), от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями), постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.09.2003. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 №49), от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.08.2006 №501) и в целях совершенствования подготовки и обучения населения П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Утвердить Положение об обучении мерам пожарной безопасности на территории Большесельского муниципального района (приложение №1). Руководителям предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в процессе обучения руковод¬ствоваться настоящим Положением.
2. Утвердить Положение о порядке подготовки и обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (приложение №2).
3. Утвердить Положение о создании и оснащении учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организации их деятельности (приложение №3).
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации – председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности Буханцева Н.С..
5. Постановление вступает в силу с момента опубликования.

Глава администрации Большесельского
муниципального района В.А.Лубенин

Приложение №1
к постановлению администрации
Большесельского муниципального района
от 10.06.2009 № 441

ПОЛОЖЕНИЕ
об обучении мерам пожарной безопасности на территории Большесельского муниципального района

1. Общие положения
1.1. Положение об обучении мерам пожарной безопасности (далее - Положение) на территории района устанавливает порядок и виды организации и проведения обучения мерам пожарной безопасности работников предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятия), в том числе подрядных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, постоянно или временно проживающих на территории района.
1.2. Организация своевременного и качественного проведения обучения мерам пожарной безопасности (далее - обучение) возлагается на руководителя предприятия, руководителя структурного подразделения предприятия, председателя СПК.
Контроль за обучением рабочих, привлекаемых по подряду, осуществляет администрация предприятия заказчика.
1.3. Обучение проводится в виде пожарно-технических минимумов, противопожарных инструктажей, пожарно-технических конференций, лекций, семинаров, бесед, игровых занятий.
Работники учреждений здравоохранения проходят обучение в соответствии требованиями правил пожарной безопасности для учреждений здравоохранения.
Учащиеся образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм и воспитанники детских дошкольных учреждений проходят обучение по специальным программам, утвержденным в установленном порядке и согласованным с подразделениями ГПН.
Учреждения по подготовке, переподготовке или повышению квалификации рабочих независимо от форм собственности и организационно-правовых форм включают в учебные программы занятия по обучению мерам пожарной безопасности в рамках пожарно-технического минимума.
Жилищные организации района, жилищно-строительные кооперативы, учреждения социальной зашиты населения, организации Пенсионного фонда, находящиеся на территории района, при содействии ОГПН не реже одного раза в год разрабатывают и распространяют среди жильцов, пенсионеров, инвалидов, престарелых памятки о мерах пожарной безопасности в быту. Члены садоводческих товариществ и дачных коллективов проходят обучение во время общих собраний (сходов).
Администрации предприятий, садоводческих товариществ, дачных коллективов содействуют выступлению сотрудников Государственной пожарного надзора с тематическими лекциями (беседами) о мерах пожарной безопасности, а также, по мере возможности, организуют пожарно-технические конференции.
1.4. Пожарно-технические минимумы и противопожарные инструктажи осуществляются в соответствии с типовыми программами.
1.5. Обучение проводится на предприятиях, в садоводческих товариществах, дачных коллективах, в населенных пунктах в специально оборудованных классах, помещениях и непосредственно на рабочих местах, а также в учебных заведениях и организациях, имеющих лицензию Государственной противопожарной службы на право проведения обучения мерам
пожарной безопасности.
Предприятия имеют право поручить организацию и проведение всех видов обучения работников учебным организациями предприятиям, имеющим лицензию Государственной противопожарной службы на право проведения обучения.
1.6. В процессе обучения следует использовать плакаты, стенды, кино-, видеоматериалы о мерах пожарной безопасности и средства противопожарной защиты.
1.7. Руководитель предприятия, главные специалисты, лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность структурных подразделений, а также выполняющие пожароопасные работы, преподаватели курса «Основ безопасности жизнедеятельности», «Охраны труда» или которым поручено проводить обучение, воспитатели дошкольных учреждений, председатели садоводческих товариществ, дачных коллективов, а также работники, занимающиеся монтажом, наладкой, техническим обслуживанием и ремонтом систем противопожарной защиты, до начала вступления в должность или выполнения работ должны пройти пожарно-технический минимум в соответствии с требованиями раздела 2 настоящего Положения.
1.8. Руководитель предприятия, руководитель структурного подразделения предприятия, руководитель подрядного коллектива, председатель садоводческого товарищества, дачного коллектива организует противопожарный инструктаж работников в соответствии с разделом 3 настоящего Положения.
1.9. Контроль за своевременным и качественным обучением работников на предприятиях и в специализированных организациях, а также в садовод-ческих товариществах, дачных коллективах возлагается на подразделения ГПН.

2. Порядок организации пожарно-технического минимума
2.1. Пожарно-технический минимум - это наиболее полное изучение требований мер пожарной безопасности работниками предприятий.
2.2. Руководители, заместители руководителей, главные специалисты предприятий, руководители структурных подразделений предприятия, руководители подрядных коллективов, председатели садоводческих товариществ, дачных коллективов, преподаватели курса «Основ безопасности жизнедеятельности», «Охраны труда» или которым поручено проводить занятия по вышеуказанным дисциплинам образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, учреждений по подготовке, переподготовке или
повышению квалификации рабочих, воспитатели дошкольных учреждений, а также занимающиеся монтажом, наладкой, техническим обслуживанием и ремонтом систем противопожарной зашиты, проходят пожарно-технический минимум с отрывом от производства не реже одного раза в три года в организациях, имеющих лицензию Государственной противопожарной службы на право обучения мерам пожарной безопасности (далее - специализированные организации).
Лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности предприятий, зданий, сооружений, цехов, участков, технологического и энергетического оборудования, помещений, а также работники взрывопожароопасных и пожароопасных цехов; участков, оборудования или выполняющие пожароопасные работы проходят пожарно-технический минимум не реже одного раза в год непосредственно на предприятии или в специализированных организациях.
2.3. По окончанию пожарно-технического минимума, для проверки знаний, приказом руководителя предприятия или специализированной организации создается комиссия в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются руководитель предприятия, руководитель структурного подразделения, главные специалисты.
2.4. Проверка знаний проводится в виде зачетов или экзаменов. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний разрабатывается предприятиями и специализированными организациями с учетом специфики производства или деятельности. Компьютерные программы, используемые для контроля знаний, следует обеспечивать в режиме обучения.
2.5. Результаты проверки знаний оформляются в виде протокола заседания контрольной комиссии и регистрируются в журнале производственного обучения.
2.6. Лицам, прошедшим пожарно-технический минимум и сдавшим зачет (экзамен), вручается удостоверение за подписью председателя контрольной комиссии, заверенное печатью предприятия, с указанием срока действия.
2.7. Лица, показавшие неудовлетворительные знания курса пожарно-технического минимума, в течение одного месяца проходят повторную проверку знаний. Допуск к работе работников, не прошедших повторную проверку знаний, определяется действующим законодательством о труде.
2.8. Работники, вновь принятые на работу или назначенные на другую должность, при прохождении пожарно-технического минимума освобождаются от вводного и первичного противопожарных инструктажей.

3. Порядок проведения противопожарных инструктажей
3.1. Противопожарный инструктаж - это изучение работниками мер пожарной безопасности на предприятии и рабочем месте, а также в местах их проживания, характерных пожаров, правил проведения огневых и пожароопасных работ, использования средств.
3.2. Вводный противопожарный инструктаж проводится со всеми вновь принятыми работниками, с работниками по найму (договору).
3.3. Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте осуществляется перед началом рабочей деятельности со всеми вновь принятыми на работу лицами, которые занимаются обслуживанием, испытанием, наладкой или ремонтом оборудования, используют инструмент, хранят или применяют сырье и материалы, а также переведенными в другое структурное подразделение, с временными и командированными работниками.
3.4. Повторный противопожарный инструктаж с работниками предприятий проводится не реже одного раза в полугодие. По согласованию с государственными инспекторами по пожарному надзору и профсоюзом предприятия для некоторых работников может устанавливаться более продолжительный (до одного года) срок проведения повторного противопожарного инструктажа.
3.5. Внеплановый противопожарный инструктаж с работниками предприятий проводят при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций о мерах пожарной безопасности, при изменении технологического процесса, исходного сырья, материалов, при выявлении нарушении правил пожарной безопасности, при перерывах в работе более 60 дней, а также по требованию государственного инспектора по пожарному надзору.
3.6. Целевой противопожарный инструктаж с работниками предприятии проводят перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории), ликвидацией последствий аварий и чрезвычайных ситуаций (временные огневые и строительно-монтажные работы), производством работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение, а с членами садоводческих товариществ и дачных коллективов во время проведения общих собраний (сходов) не реже одного раза в год.
3.7. Вводный, первичный, повторный и внеплановый противопожарные инструктажи, целевой противопожарный инструктаж с членами садоводческих товариществ и дачных коллективов проводятся в соответствии с типовыми программами обучения.
3.8. Вводный противопожарный инструктаж проводит лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности на предприятии, председатель садоводческого товарищества, дачного коллектива. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой противопожарный инструктажи осуществляет непосредственные руководители работника, председатель садоводческого товарищества или дачного коллектива.
3.9. Повторный, внеплановый и первичный противопожарные инструктажи следует завершать проверкой теоретических и практических знаний. Полученные знания контролирует работник, проводивший обучение.
3.10. Работники, преподаватели, показавшие неудовлетворительные знания, не допускаются к самостоятельной работе и обязаны вновь пройти соответствующее обучение.
3.11 Результаты проведения противопожарных инструктажей заносятся в журнал регистрации инструктажей.

Приложение №2
к постановлению администрации
Большесельского муниципального района
от 10.06.2009 № 441

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки и обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий
на территории Большесельского муниципального района

Обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является обязательным и осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Повышение квалификации должностных лиц, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований по ГОЧС организуется в учебно-методи-ческом центре Ярославской области, на курсах гражданской защиты г.Ярославля, в Академии гражданской защиты МЧС России г.Москвы.
Обучение населения проводится по месту работы, учебы и жительства.
Совершенствование знаний, умений, навыков проводится в ходе учений и тренировок, при этом особое внимание уделять оценке реальности имеющегося плана гражданской обороны и защиты населения муниципального района.
3. Основные усилия по обучению сосредоточить на вопросах:
3.1. Обеспечения выполнения положений законодательных и нормативных правовых актов по подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности;
3.2. Соблюдения необходимой периодичности повышения квалификации должностных лиц и руководителей по вопросам ГО и ЧС;
3.3. Подготовки населения в области ГО и ЧС по программам обучения с учетом отработки вопросов обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
3.4. Создания и развития учебно-материальной базы;
3.5. Совершенствования обеспечения населения информацией о ЧС и угрозе террористических акций с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей.
4. Обучение населения организовать и осуществлять по следующим группам:
- в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (далее – руководители);
д) работники органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области гражданской обороны, и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций (далее - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям);
- в области гражданской обороны:
а) главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);
б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования;
в) личный состав формирований и служб;
г) работающее население;
д) обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуются - обучающиеся);
е) неработающее население.
5. Основными задачами обучения населения считать:
5.1. В области защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- выработка у руководителей органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС);
- совершенствование практических навыков руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования РСЧС, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее АСДНР);
5.2. В области гражданской обороны:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (далее именуются - формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Подготовку неработающего населения проводить в консультационных пунктах в соответствии с программой обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Большесельском муниципальном районе.
7. Подготовка населения включает:
7.1. Для работающего населения:
- повышение квалификации руководителей формирований в учебно–методическом центре Ярославской области и на курсах гражданской защиты города Ярославля;
- подготовка по месту работы личного состава формирований в соответствии с программой обучения нештатных аварийно – спасательных формирований;
- подготовка по месту работы работников, не входящих в формирования, в соответствии с рабочей программой обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС;
- обучение спасателей по программам подготовки спасателей в учебных центрах в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства России от 22.11.1997.
Совершенствование знаний, умений и навыков работающего населения производится в ходе учений и тренировок.
7.2. Для неработающего населения - посещение лекций, просмотр учебных фильмов в учебно-консультационных пунктах, привлечение на учения по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций.
7.3. Для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
7.4. Для руководителей органов местного самоуправления и организаций, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в учебно – методическом центре Ярославской области, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Для руководителей организаций и уполномоченных работников с числом работающих менее 100 человек – повышение квалификации осуществлять на курсах гражданской защиты города Ярославля.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения.
8. Повышение квалификации преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебно-методическом центре Ярославской области или учебных заведениях органов государственной власти.
9. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и тренировок:
9.1. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток;
9.2. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год;
9.3. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов;
9.4. Тренировки в общеобразовательных учреждениях проводятся ежегодно.
10. В целях организации и обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС:
10.1. Председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности в ходе учений и тренировок совершенствовать навыки и практические действия комиссии по ЧС и ОПБ, должностных лиц ГО и звена РСЧС.
10.2. Консультанту по ВМР, ГО и ЧС администрации района в пределах своей компетенции организовать:
10.2.1. Проведение ежегодных сборов руководителей организаций с целью подведения итогов обучения и постановки задач на очередной учебный год;
10.2.2. Планирование обучения в области ГОЧС;
10.2.3. Проведение в апреле – июне месяце смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу организаций, лучший учебно-консультационный пункт;
10.2.4. Контроль за ходом и качеством обучения населения;
10.2.5. Пропаганду знаний в области ГОЧС;
10.2.6. Оказывать методическую помощь по организации обучения населения в поселениях.
10.3. Руководителям организаций:
10.3.1. Обеспечить обучение своих работников в области ГОЧС. Назначить
приказом по производству ответственных за обучение в области ГОЧС наиболее подготовленных руководителей;
10.3.2. При обучении нештатных аварийно- спасательных формирований и работников, не входящих в формирования, темы базовой подготовки отрабатываются в полном объеме, необходимые уточнения и дополнения вносятся с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
10.3.3. Принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии учебно-материальной базы;
10.3.4. Спланировать и провести учения и тренировки с периодичностью, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 №49);
10.3.5. В ходе учений и тренировок отработать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях, пожарах и при угрозе террористических акций, эвакуации работников, материальных и культурных ценностей;
10.3.6. Своевременно представлять заявки на повышение квалификации:
- должностных лиц ГОЧС, уполномоченных работников по ГОЧС в учебно- методическом центре Ярославской области;
- должностных лиц по ГОЧС, уполномоченных работников по ГОЧС, руководителей формирований, руководителей занятий по ГОЧС на курсах гражданской защиты города Ярославля.
10.3.7. Представлять отчетность по формам, утвержденным Главным управлением МЧС России по Ярославской области;
10.3.8. Основное внимание при обучении работников направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач согласно предназначению, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и пожарах.
11. Лица, привлекаемые на учения и тренировки, информируются о возможном риске при их проведении.
12. Финансирование подготовки членов комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципального района, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.


Приложение №3
к постановлению администрации
Большесельского муниципального района
от 10.06.2009 № 441

ПОЛОЖЕНИЕ
о создании и оснащении учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организации их деятельности

Общее положение
Основная цель учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП) – в максимальной степени привлечь к учебе неработающее население, добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
Основными задачами УКП являются:
- организация обучения неработающего населения по программам, утвержденным МЧС России;
- обучение граждан способам защиты от современных средств поражения;
- выработка практических навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и уверенности в надежности средств и способов защиты от ЧС любого характера;
- повышения уровня морально-психологического состояния населения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации их последствий. помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;
- научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при. выполнении мероприятий ГО.
- пропаганда важности и необходимости всех мероприятий ГОЧС в современных условиях.

Организация работы
В соответствии с требованиями статьи 5, пункта б постановления Правительства РФ № 841 от 2 ноября 2000г. администрации сельских поселений на соответствующих территориях планируют обучение населения в области ГО и ЧС, создают и оснащают УКП, а также организуют их деятельность.
УКП создаются при жилищно-эксплуатационных органах и в сельских поселениях при администрациях сел и поселков, и должны размещаться в специально отведенных для них помещениях. При невозможности выделить отдельное помещения УКП могут временно размещаться и проводить плановое мероприятия в других, наиболее часто посещаемых неработающим населением помещениях (методических и технических кабинетах, комнатах здоровья, в библиотеках, культурно-просветительных учреждениях).
Каждый УКП должен обслуживать микрорайон, в котором проживает не более 1500 - 2000 человек неработающего населения. Организационная структура УКП может быть различной в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемого микрорайона и количества проживающего в нем неработающего населения.
В состав УКП могут входить: начальник УКП, 1-2 организатора (консультанта). Начальник УКП может быть штатным. Организатор может быть штатным, работать по совместительству или на общественных началах. Финансовые и материальные расходы, связанные с организацией работы УКП, оплата труда сотрудников, руководителей занятий производится за счет местного бюджета.
Методическое руководство по организации работы УКП осуществляет ГУ МЧС по Ярославской области и отдел по ВМР, ГО и ЧС района. Количество УКП и их размещение определяются постановлением (распоряжением) глав сельских поселений.
Главы сельских поселений издают постановление, (распоряжение) о создании УКП, в котором определяет:
- при каких организациях, и на какой базе они создаются;
- порядок финансирования;
- материально-техническое обеспечение;
- ответственных за их работу и другие организационные вопросы.
Руководитель организации, на базе которой создается УКП, обязан издать приказ (распоряжение) в котором устанавливает:
- жители каких домов, улиц, кварталов приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному пункту;
- порядок работы УПК;
- ответственных за обеспечение учебными пособиями, имуществом и техническими средствами обучения;
- время проведения занятий, консультаций и тренировок;
- кто проводит консультации (работает с населением).
Непосредственное руководство УКП осуществляет руководитель организации, на базе которой создан УКП. В своей работе он руководствуется:
- законами РФ, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, законами Ярославской области;
- постановлениями и распоряжениями главы администрации района и поселения;
- методическими рекомендациями ГУ МЧС России по Ярославской области;
- положением об УКП, а также другими руководящими документами, регламентирующими их работу.
Общее руководство по подготовке населения в УПК осуществляют глава поселения .
Обучение населения осуществляется, по возможности круглогодично. Наиболее целесообразный срок обучения в группах – с 1 ноября по 31 мая. В другое время проводятся консультации и другие мероприятия. Работа пунктов строится по двум направлениям. Первое – создаются небольшие (до 10-15 человек) учебные группы. При создании учебных групп учитывается возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС. В каждой группе должен быть старший, который отвечает за оповещение, сбор людей, он же ведет журнал (лист) учета. Следует стремиться к созданию групп из числа жителей дома (подъезда). Продолжительность занятий одной группы 1-2 часа в день.
Второе – чисто консультационная деятельность, когда людей приглашают на беседу, отвечают на интересующие их вопросы, предлагают посмотреть видеофильм, ознакомиться со средствами защиты органов дыхания и кожи.
Контроль за работой пунктов осуществляют должностные лица, назначенные главами поселений. Они же отвечают за организационную и методическую помощь руководителям учебных групп, осуществляют постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий.
В качестве преподавателей (инструкторов, консультантов) выступают работники организации, на базе которой создан УКП, а также активисты ГО из числа офицеров запаса войск ГО, ветеранов войны, предварительно прошедшие подготовку на курсах ГО. К занятиям по медицинским темам, а также по проблемам психологической подготовки могут привлекаться работники учебно-медицинских учреждений. Для проведения практических занятий и отработки наиболее сложных тем целесообразно привлекать преподавателей курсов ГО г.Ярославля, работников отдела по ВМР, ГО и ЧС района.
Основным планирующим документом является план работы УКП на год и расписание занятий (консультаций), составленное из расчета 12 часов на учебный год. План работы на год и расписание занятий утверждает руководитель ГО, на базе которого создано УКП.
Для поднятия престижа УКП, определения лучших из них в районе управление по ВМР, ГО и ЧС района организует и проводит смотры-конкурсы на образцовый УКП (размещение, учебно-материальная база, организованность в работе, подготовка руководителей, качество проведения занятий). По завершению определяется победитель.
По результатам всех этих мероприятий глава района издает постановление (распоряжение), где должны быть подведены итоги работы УКП за год, обобщен передовой опыт, определены лучшие работники.
Оборудование и оснащение
УКП оборудуются в строгом соответствии с современными требованиями и взглядами на теорию и практику ведения ГО, защиты населения и территорий. Главное требование к ним – наглядность и простота стендов, доступность в понимании демонстрируемых материалов.
Каждому пришедшему на пункт и познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные возможности защиты от ЧС как в военное, так и в мирное время. На УКП должны быть представлены все многообразие средств индивидуальной защиты, медицинского имущества, средств обеззараживания, защитных сооружений (макетов, схем, рисунков, плакатов).
Желательно, чтобы УКП размещалось в специально отведенном для этого помещении при жилищно-эксплуатационных органах поселения, а также администрациях сельских поселений. Комната должна вмещать 10-20 человек и иметь 5-10 столов со стульями. У входа целесообразно иметь вывеску 70х50 см. На видном месте расположить распорядок работы УКП и расписание занятий.
Учебно-материальная база УКП включает помещение, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными и учебными пособиями. Учебно-материальная база должна способствовать повышению качества подготовки людей.
Для проведения занятий и самостоятельной работы населения в классе (кабинете) рекомендуется иметь следующие технические средства: телевизор, видеомагнитофон, фильмоскоп, приемник радиовещания, телефон.
Помещение УКП следует оборудовать стендами:
1. «Сигналы ГО и действия по ним».
2. «Классификация ЧС и способы защиты».
3. «Порядок и правила проведения эвакуации».
4. «Индивидуальные и коллективные средства защиты».
5. «Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи».
6. «Оказание само- и взаимопомощи».
7. «Права и обязанности граждан по ГО и защите от ЧС».
Это основные стенды. Их может быть больше или меньше. Все зависит от возможностей и конкретных задач, которые поставлены перед УПК.
Для проведения практических занятий УКП желательно оснастить следующим имуществом:
- противогазы для взрослых (разные) – 10 шт.
- противогазы для детей (разные) – 5-10 шт.
- камера защитная детская КЗД-6 – 1 шт.
- респираторы (разные) – 1-3 шт.
- дозиметры бытовые (разные) – 1-3 шт.
- огнетушители (разные) – 1-3 шт.
- аптечка индивидуальная АИ -2 – 10 шт.
- ватно-марлевые повязки (ВМП) – 5-10 шт.
- противопыльные тканевые маски (ПТМ) –5-10 шт.
- индивидуальный противохимический пакет (ИПП) – 2-3 шт.
- перевязочный пакет индивидуальный (ППИ) – 2-3 шт.
- аптечка первой медицинской помощи -1 шт.
-бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств индивидуальной защиты.
- учебно-методическая литература и плакаты по ГО и ЧС из библиотечки журнала «Военные знания».
- памятки «Это должен знать и уметь каждый», «Знай и умей».
- подшивки журналов «Гражданская защита», «Военные знания».
- кино- и видеофильмы по ГО и ЧС.
- выписки из плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (в части касающейся граждан, проживающих на территории конкретного жилищного органа, поселка).
- списки жильцов с указанием номеров квартир, телефонов и руководителей учебных групп.
Для жильцов, желающих заниматься самостоятельно, на пункте следует иметь нормативные правовые и руководящие документы, памятки и наставления, учебно-методические пособия, комплекты плакатов и инструкции.
Порядок обучения
Занятия на УКП проводятся в соответствии с программой обучения неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разработанной ГУ МЧС России по Ярославской области и утвержденной вице-губернатором Ярославской области. Обучение проводится как на плановых занятиях (в объеме 12 часов), так и путем самостоятельного изучение материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков при выполнении нормативов или в ходе практических занятий и тренировок.
По окончании курса обучения, неработающее население должно:
а) знать:
- основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- порядок действий по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;
- правила поведения и основы организации эвакуации в ЧС мирного и военного времени.
б) уметь:
- пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;
- правильно действовать по сигналу «Внимание всем!» и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;
- защищать детей и обеспечивать их безопасность при выполнении мероприятий ГО.
Подготовку этой категории населения надо проводить с учетом возраста, состояния здоровья и других факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от обычных занятий. Здесь преобладают такие формы:
- практические занятия, беседы, уроки в форме вопросов и ответов;
- просмотр учебных видеозаписей и фильмов;
- привлечение на учения и тренировки по месту жительства;
- самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток;
- прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям, как в помещении, так и на улице. Тренировки организовывать с участием работников управления по ВМР, ГО и ЧС или членов КЧС и ОПБ поселений.
Занятия можно проводить не только на собственной базе (при жилищно-эксплуатационном органе, администрации), но и на базе других учреждений. При этом предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами индивидуальной защиты, бытовыми дозиметрами, индивидуальными и противохимическими пакетами, аптечкой АИ-2, пакетом перевязочным индивидуальным. Желательно чтобы обучаемые посетили убежище или ПРУ.
Особое место отводить кино- и видеофильмам, которые являются одним из эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий, помогают осознанно действовать в сложных условиях. Руководитель обязан сочетать видеорассказ на экране с текстовым материалом.
Самостоятельная работа с неработающим населением носит больше единичный характер. С одной стороны, это зависит от подготовленности обучаемых, а с другой – от необходимого количества учебно-методических и наглядных пособий, которые следовало бы выдать им для занятий.
В процессе обучения основное внимание следует обратить на выработку у людей правильного представления о тех чрезвычайных ситуациях, которые характерны для мест их проживания, а главное – рассказать, что надо делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы каждый приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций. Сделать так, чтобы каждый был способен оказать первую медицинскую помощь себе и другому пострадавшему.

Дата создания: 19-01-2016
Дата последнего изменения: 19-01-2016

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: